Оценка запасов подземных вод

Название отчет о результатах геологического изучения участка недр с оценкой запасов подземных вод
Порядковый номер Номер 3
Срок исполнения «под ключ» 6 месяцев, в среднем, в том числе:
— подготовка документации, представляемой в государственные органы: 69 рабочих дней
— согласования: в соответствии с внутренним регламентом государственных органов
Когда необходимо провести работу

в течение срока действия лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения подземных вод (точный срок указан в лицензионных условиях)

Инвестиции для одиночного водозабора в Санкт-Петербурге или Ленинградской области из 1-2 скважин: 690 тыс. руб.
Платежи прочие Взимается плата за проведение государственной экспертизы запасов подземных вод:
— Для одиночных водозаборов (одна эксплуатационная скважина) – 10 тыс. руб.
— Для водозаборов с любым количеством скважин с общим водоотбором до 30 тыс. м3 в сутки (мелкие месторождения) – 40 тыс. руб.
— Для средних месторождений – 80 тыс. руб.
— Для крупных месторождений – 160 тыс. руб.
Возможные штрафы Согласно статье КоАП «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов»:

  • на должностных лиц – от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб.
  • на юридических лиц — от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Описание документ, который определяет производительность водозаборных сооружений при заданном режиме и сроке их эксплуатации с учетом целевого качества воды
Этапы 1. Составление отчета
2. Утверждение отчета недропользователем, оплата госпошлины
3. Утверждение запасов подземных вод на основании результатов государственной экспертизы (за исключением водозаборов с объемом добычи не более 100 м3 в сутки)
4. Представление отчета в геологические фонды (при наличии данного условия в лицензии)
5. Оформление результатов работы и поставка заказчику
Комплект поставки В твердой папке-коробке: отчет (2 экз., около 150 стр., цветные вклейки, твердый переплет), протокол государственного экспертного органа об утверждении запасов подземных вод (за исключением водозаборов с объемом добычи не более 100 м3 в сутки), извещения о приёме отчета на хранение Геологическими фондами(при наличии данного условия в лицензии).
Все включено
  • Первичная консультация эксперта: составление плана работ в зависимости от ваших потребностей, решение назревших проблем, рационализация стоимости работ и предложения по сокращению их сроков
  • Опытно-фильтрационные, гидрогеохимические работы, эколого-гидрогеологическое обследование территории, мониторинг качества подземных вод.
  • Камеральная обработка документальных результатов работ по геологическому изучению
  • Обоснование достоверных фильтрационных параметров продуктивного водоносного пласта и природной фильтрационной модели месторождения подземных вод.
  • Подсчет запасов подземных вод гидродинамическим, гидравлическим или другим апробированным методом.
  • Лабораторные исследования воды. Оценка качества подземных вод на предмет соответствия целевому назначению — санитарно-гигиеническим требованиям (питьевое, хозяйственно-бытовое, розлив) или техническим условиям соответствующего производства.
  • Обоснование и расчет размеров зоны санитарной охраны водозабора (для питьевых вод).
  • Рекомендации по эксплуатации водозабора.
  • Формирование отчета регламентированной формы. Расчеты, графические приложения, таблицы, фотографии, текст.
  • Оформление отчета: ч/б и цветная печать, вклейки, переплет, упаковка.
  • Услуги «горячей линии»: информирование о ходе работ; консультирование по нормативно-правовой базе, взаимоотношениям с проверяющими органами.
  • Услуги курьерской службы: обмен документами и материалами с «Геоэксперт» и госорганами
  • Услуги юрисконсульта по недропользованию: сопровождение заявочных документов и материалов при их согласовании в госоргане, включая работу с отказами
  • Карта гарантийного консультационно-информационного обслуживания
Примечания
  • Порядок предоставления права пользования недрами для водозаборов с объемом добычи не более 100 м3 в сутки определяется региональным законодательством каждого субъекта РФ.

Варианты сокращения сроков и себестоимости работ

кол-во работ в комплексе состав работ в комплексе
(следующая работа начинается, не дожидаясь завершения предыдущей)
2 оценка запасов + проект ЗСО
3 то же + лицензия на добычу
4 то же + проект разработки месторождения

Что такое оценка запасов подземных вод?

Отчет о результатах геологического изучения участка недр с оценкой запасов подземных вод – это документ, который определяет производительность водозаборных сооружений при заданном режиме и сроке их эксплуатации с учетом целевого качества воды.

По закону лицензия на добычу подземных вод выдается после государственной экспертизы запасов подземных вод и их утверждения (за исключением водозаборов с объемом добычи не более 100 м3 в сутки). Поэтому оценка запасов считается ключевой позицией во всем процессе недропользования. Кроме того, оценка запасов подземных вод является одним из обязательств недропользователя по лицензии на геологическое изучение.

По своей сути оценка запасов подземных вод – это определение количества воды, которое можно получать ежесуточно в течение 25 лет (как правило) по целевому назначению (природного качества без водоподготовки или с последующей водоподготовкой). Говоря профессиональным языком, подсчет запасов подземных вод — это определение возможной расчетной производительности геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений (проектных или действующих, в том числе подлежащих реконструкции) при заданных режиме и условиях эксплуатации, а так же качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее использования по соответствующему целевому назначению в течение расчетного срока эксплуатации водозаборных сооружений и с учетом природоохранных требований и ограничений.

Оценка запасов осуществляется по результатам поисково-оценочных работ на вашем участке недр, произведённым согласно проекту на геологическое изучение (проекту на проведение поисково-оценочных работ). В процессе оценки производится камеральная обработка документальных результатов буровых, опытно-фильтрационных, гидрогеохимических работ, эколого-гидрогеологического обследования территории, мониторинга качества подземных вод, лабораторных исследований, и др. Далее обосновываются достоверные фильтрационные параметры продуктивного водоносного пласта и природная фильтрационная модель месторождения подземных вод, выявленного на участке недр. После чего производится подсчет запасов подземных вод гидродинамическим, гидравлическим или другим апробированным методом. Качество подземных вод выявленного месторождения оценивается на предмет соответствия целевому назначению — санитарно-гигиеническим требованиям (питьевое, хозяйственно-бытовое, розлив) или техническим условиям соответствующего производства. Для питьевых вод производится обоснование и расчет размеров зоны санитарной охраны водозабора. В завершение даются рекомендации по эксплуатации водозабора. Материалы оценки представляются в виде отчета (состав которого регламентирован) на государственную экспертизу в экспертный орган по запасам полезных ископаемых (за исключением водозаборов с объемом добычи не более 100 м3 в сутки). После утверждения запасов выявленного на вашем участке недр месторождения подземных вод, отчет сдается в установленном порядке на хранение в течение ста лет и использование в Геолфонды (Санкт-Петербург и Москва). Вы становитесь обладателем информации по месторождению подземных вод.

Оценку запасов нужно сделать в установленный законом срок. Невыполнение этого требования может привести к штрафу.

Зачем оценивать запасы подземных вод?

В точки зрения здравого смысла запасы подземных вод оцениваются, чтобы ответить на вопрос: «А сколько же воды можно получать в сутки, и как долго это можно делать?». С точки зрения законности вашего пользования водой оценка запасов является одним из обязательств недропользователя по лицензии на геологическое изучение. Кроме того, только после оценки запасов можно получить лицензию на добычу подземных вод.

Оценку запасов нужно сделать в установленный законом срок. Невыполнение этого требования может привести к штрафу.

Материалы оценки запасов подземных вод представляются в виде отчета (состав которого регламентирован) на государственную экспертизу в экспертный орган по запасам полезных ископаемых (за исключением водозаборов с объемом добычи не более 100 м3 в сутки). После утверждения запасов выявленного на вашем участке недр месторождения подземных вод, отчет сдается в установленном порядке на хранение в течение ста лет и использование в Геолфонды (Санкт-Петербург и Москва). Вы становитесь обладателем информации по месторождению подземных вод.

Как решать проблемы с качеством питьевых подземных вод, выявляемым на этапе оценки запасов?

Наиболее остро проблемы качества подземных вод питьевого назначения встают перед недропользователями, которые уже имеют водозаборные скважины. Почему? Дело в том, что владелец водозабора уже спокоен за водоснабжение своего объекта – скважины пробурены, оборудованы всем необходимым для водоотбора, дают необходимое количество воды, да и с качеством воды всё в порядке – в протоколах лабораторного исследования качества воды написано: «исследуемая проба соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Однако, этот вывод относится только к тем показателям, которые указаны в протоколе. Как правило, количество исследуемых показателей качества воды меньше, чем требуется СанПиН 2.1.4.1074-01. Чаще всего, количество исследуемых показателей зависит от степени оснащённости лабораторий, куда сдавались пробы. Реже – от заказчика исследований, который неверно сформулировал заявку, или в связи с изменениями в нормирующих документах.

Исключительно важно обратить внимание на такие показатели, которые отсутствуют в протоколах и зачастую в одно мгновение «переводят» вашу природную подземную воду в разряд непригодных для питьевых и хозяйственно-бытовых целей. К ним относятся: барий, бор и фториды. Выявляются такие проблемы, когда недропользователь приступает к оценке запасов подземных вод своего водозаборного участка. Специалисты-гидрогеологи компании «Геоэксперт» разработали ноу-хау – схему решения подобных проблем, при которой органы Роспотребнадзора согласуют возможность использования подземных вод водозаборного участка для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, а запасы подземных вод будут апробированы государственной экспертизой запасов полезных ископаемых.

В заключение заметим, что при решении описанных проблем недропользователь и подрядчик иногда прибегают к разным ухищрениям с целью избежать водоподготовки на водозаборе. Считаем, что это – недопустимо. Примите к сведению, что, кроме ответственности за нарушение законодательства РФ, вы можете столкнуться с гораздо более серьезными проблемами. Приводим краткую справку о воздействие на здоровье человека упомянутых микрокомпонентов:

Барий — 2-й класс опасности, показатель вредности – санитарно-токсикологический, ПДК питьевых вод – 0,1 мг/л. При повышенных содержаниях — воздействие на сердечно-сосудистую и кроветворную (лейкозы) системы.

Бор – 2-й класс опасности, показатель вредности – санитарно-токсикологический, ПДКпитьевых вод – 0,5 мг/л. При повышенных содержаниях — вызывает нарушения углеводного обмена, снижение активности ферментов, раздражение желудочно-кишечного тракта; у мужчин — снижение репродуктивной функции, у женщин — нарушение овариально-менструального цикла.

Фтор – 2-й класс опасности, показатель вредности – санитарно-токсикологический, ПДКпитьевых вод – 1,5 мг/л. При повышенных содержаниях — флюороз (крепчатость зубной эмали), полиневриты, гепатит, склеротические изменения костей, артериальная гипотония.

Как определить, правильно ли составлено техническое задание на проведение оценочных работ?

Поскольку техническое задание обычно составляет подрядчик, а не пребывающий в безмятежном (и иногда опасном) неведении недропользователь, такая постановка вопроса наводит на мысль, что кредит доверия вашему подрядчику был по тем или иным причинам исчерпан. Простых рекомендаций по проверке составленного вашим подрядчиком ТЗ, не существует; возможно, вам окажется полезным наш опыт устранения последствий проблем с ТЗ.

Предприятие-недропользователь обратилось к нам в 2012 г. с просьбой о подготовке проекта разработки месторождения питьевых подземных вод (МППВ) в Гатчинском районе согласно условиям, поставленным недропользователю в добычной лицензии. Целевое использование подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического (на случай ЧС) водоснабжения. Срок действия лицензии истекает в августе 2014 г. После ознакомления с материалами оценки запасов МППВ, выполненной геологической экспедицией в 2009 г. в рамках этой же лицензии, выяснилось, что запасы месторождения были утверждены ТКЗ Севзапнедра на срок 5 лет – до августа 2014 г. Исходя из этого проект разработки МППВ может быть подготовлен также только на этот срок. После чего недропользователь чтобы продолжать добывать подземные воды должен опять провести оценочные (переоценочные) работы и вновь подготовить проект разработки МППВ.

Работы могли бы не производиться повторно, если бы запасы подземных вод были подсчитаны и утверждены на максимально возможный срок – 25 лет. Почему же запасы были утверждены только на 5 лет?

Как оказалось, подрядчик, оценивавший запасы, неверно сформулировал техническое (геологическое) задание в части количества оцениваемых запасов и, соответственно, методика производства оценочных работ была ошибочной. Государственная экспертиза запасов подземных вод МППВ установила, что водопотребность предприятия, указанная в техническом (геологическом) задании, не обеспечена на срок 25 лет. Исходя из степени изученности запасов по представленным результатам оценочных работ, запасы питьевых вод были утверждены лишь на 5-летний срок.

К сожалению, предприятие-недропользователь, как правило, не в состоянии оценить степень компетенции своего подрядчика в решении поставленных перед ним задач недропользования и чаще выбирает тех, кто предлагает за более низкую цену произвести соответствующие работы. Недропользователь зачастую даже не понимает, что выполненная подрядчиком работа не отвечает поставленной задаче – ведь формально оценка запасов произведена и апробирована госэкспертизой.

Претензий не предъявить: формально работы были выполнены полностью, причём по сходной цене. В сложившейся ситуации с целью минимизировать финансовые расходы предприятия и сроки выполнения обязательных условий недропользования, специалисты «Геоэксперта» предложили провести в первую очередь переоценку запасов МППВ, а затем – подготовить проект разработки МППВ на 25-летний срок.